Главная » Коммерческие авто » Рынок новых грузовиков: взлет на форсаже

Рынок новых грузовиков: взлет на форсаже


Продажи новых грузовых автомобилей полной массой свыше 5 т в ноябре 2016 года, по данным «Автостат Инфо», продолжили стремительный взлет, начавшийся в июне.

При этом ноябрьский показатель продаж (5450 ед.) превысил не только результат октября на 10,9%, но и превзошел декабрь 2015 года, когда объем грузового рынка составил 5396 ед. По отношению к показателю за ноябрь 2015 года рост, вообще, напоминает бум: плюс 42,3% или +1619 ед.

За 11 месяцев с начала года грузовой сегмент показал рост на 9%, до 45 618 ед., к аналогичному периоду 2015 года. Отметим, что в отчетный период 2015-го продажи обвалились на 35,7%. И положительный результат рынка за январь-ноябрь 2016 года является лучшим подтверждением укрепления тренда на «отталкивание от дна». В ноябре, уже несколько месяцев к ряду, продажи улучшились за счет сегмента иномарок. Прирост продаж таких грузовиков в годовом выражении составил 77% (всего реализовано 2289 ед.), против только 24,5-процентного роста у отечественных марок (продано 3161 ед.). При этом за 11 месяцев 2016 года российские производители усилили рост, было продано 30 885 отечественных грузовиков, на 15,6% больше, чем годом ранее. А вот иномарки за этот же период не вышли из минуса, показав спад на 2,8%, до 14 733 ед.

Важнейшие регионы испытывают взрывной рост

Ноябрьский рейтинг по динамике грузового авторынка в регионах демонстрирует существенный рост. При этом Северо-Кавказский ФО и остался на нуле (доля рынка 1,6%), а Дальневосточный округ пока не выбрался из минусовых значений (–3,9%, доля 4%). Но их удельный вес невелик, и на общую картину практически не влияет. Лидером среди регионов стал Южный ФО, где продажи грузовых машин выросли на 77,9% (доля 6,5%). Самые значимые региональные рынки Центральный ФО (доля 33,5%) и Приволжский ФО (доля 21,4%) показали рост, соответственно, на 53,1 и 39,6%.

За 11 месяцев 2016 года расстановка сил почти такая же, как и в ноябре. В лидерах все тот же Северо-Западный ФО с приростом на 22,7% (доля 10,6%). Уральский ФО (доля 14,5%) показал рост продаж на 16,7%, а в Приволжском округе (доля 20,1%) объем реализации грузовиков вырос на 7,8%. Грузовой рынок Центральный ФО вышел из минуса, увеличив продажи на 4,7% (доля 29,1%). В отрицательном тренде остается Северо-Кавказский ФО, где объем грузового рынка сократился на 9% (доля 2%). Отметим, что регион никак не оправится от введения системы «Платон» и не столько в плане увеличения издержек, сколько в плане ужесточения контроля за «серыми» перевозками и перевозчиками.

«Большая семерка» все еще не вытянула сегмент иномарок

«Большая семерка» (марки DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault Truck, Scania и Volvo Truck) в ноябре показала прирост на 125,9% (до 1455 ед.), а за 11 месяцев – на 14,7% (до 8360 ед.). Продажи Volvo выросли в ноябре в 3,1 раза (до 311 ед.), таким образом, марка показала наилучшую динамику среди брендов «большой семерки». Продажи грузовиков Iveco выросли в 2,9 раза (до 137 ед.), прирост продаж у DAF составил 2,8 раза (148 ед.), а у Scania — в 2 с лишним раза (368 ед.). Наихудший (просто фоновый) результат продаж остается у Renault (11 ед.), который относительно предыдущего периода вырос в 2,2 раза. За 11 месяцев 2016 года пять брендов из «семерки» демонстрируют рост показателей в годовом сравнении: Iveco (+49%, 541 ед.), Volvo (+45,3%, 1366 ед.), DAF (+36,9%, 753 ед.), MAN (+16,1%, 1852 ед.) и Mercedes-Benz (+14,8%, 1644 ед.). В минусе только Scania, продажи у которой за этот период «просели» на 4,6% (2160 ед.) и, естественно, Renault с минусом в 69,4% (44 ед.).

Абсолютный рейтинг по продажам

В ноябре 2016 года больше всего грузовиков продал «КамАЗ» — 1964 ед., увеличив показатели на 28,1% в годовом выражении. Второе место у «Группы ГАЗ» — 787 ед. (+24,5%), а третье – у Scania (368 ед., +104%). В ТОП-5 входят также марки Isuzu (334 шт., +28%) и Volvo (311 ед., +309%). «КамАЗ» лидирует на грузовом рынке страны и по продажам за январь-ноябрь 2016 года – 18 728 ед. (+23,3%). Второе место остается за маркой «ГАЗ» — 7806 шт. (+9,8%), а третью строчку рейтинга занимает «МАЗ» (2298 ед., +0,4%), который оттеснил на четвертое место ТОПа марку Isuzu (2297 шт., +6,4%). Замыкает пятерку лидеров грузового рынка по итогам 11 месяцев 2016 марка Scania (2160 ед., -4,6%).

ТОП-10 моделей

В ноябре все модели из ТОП-10 грузового рынка вышли в плюс. В лидерах роста Scania G-Series 4х2, продажи которой выросли 5,4 раза (136 ед.). В 3,26 раза вырос спрос на грузовики Volvo FH 4х2 (247 ед.). Третье место за DAF XF 105FT ростом в 3,1 раза (144 ед.). Соответственно по объему продаж в ноябре лидирует ГАЗон Next (+81,7%, 525 ед.), на втором месте находится КамАЗ-43118 (+45,8%, 471 ед.), а на третье вернулся КамАЗ-65115 (+7,9%, 370 ед.).

Рост грузового сегмента в 2016 году практически состоялся

В течение 11 месяцев 2016 года грузовой рынок шел путем восстановления и «оступился» всего раз, в мае. Тем не менее, к концу года роста замедлился, в целом, по предварительным данным, грузовой рынок должен выросли по итогам 2016 на 7,1%, до 50,6 тыс. При этом локомотивом роста стали отечественные производители, а иномарки до положительного результата из-за невысоких продаж в декабре могут и не дотянуть. Эксперты считают, что 2017 год будет относительно спокойным для российской экономики. Поэтому и грузовой рынок имеет шансы вырасти в наступившем году. Будем надеется, что и в первой половине 2017 году в стране продолжится реализации госпрограмм стимулирования, включая закупки газомоторной коммунальной техники, а платежи по «Платону» обуздают в умеренных пределах. Возможно, также начнет давать отдачу программа стимулирования экспорта по компенсациям на адаптацию отечественных моделей к внешним рынкам. В любом случае перспективы именно отечественных производителей на 2017 год кажутся более убедительными, чем у иностранных брендов.

Источник