Главная » Коммерческие авто » Рынок комтранса – 2016

Рынок комтранса – 2016


По итогам 2016 года российский рынок комтранса не просто нащупал дно, но и дал повод надеяться на возврат к устойчивому росту.

Легкий класс

Согласно данным ООО «Автостат Инфо», в российском сегменте LCV, к которому, как правило, причисляют малотоннажные грузовые и грузопассажирские автомобили полной массой до 6 т, по итогам 2016 года падение числа регистраций сохраняется, но очень и очень небольшое: за рассматриваемый период на учет в отделениях ГИБДД по стране поставлено 84 442 малотоннажника, всего на 0,4% меньше, чем годом ранее. Причем уже наметился перелом к росту, который, если рассматривать данные только декабря, составил многообещающие 27,3%!

Как обычно, в лидерах по числу регистраций в 2016 году – малотоннажные автомобили Горьковского автозавода (40 995 ед., +8,9%). Это больше, чем общее количество реализованных в стране LCV зарубежных брендов (25 573 ед.). Кстати, именно они стали главными виновниками отрицательного показателя сегмента – суммарное падение продаж иностранных моделей составило 8,1%. Впрочем, в минусе и занявший по числу регистраций второе место УАЗ (17 889 ед., –7,4%). Отрицательную динамику продемонстрировал и расположившийся на третьей позиции Mercedes-Benz (6552 ед., –22,3%). Впрочем, в декабре обе упомянутые марки исправили положение и показали прибавку (соответственно +8,7% и +27,9%). А идущий на четвертом месте Volkswagen добился роста, причем очень хорошего, уже по итогам 2016 года (5255 ед., +44,8%). Показал пусть небольшое, но все же увеличение числа регистраций расположившийся на пятом месте Ford (4923 ед., +3,6%), который, кстати, в декабре сумел опередить Volkswagen, выйдя на четвертую позицию (826 против 788 ед.). Остальные производители отстали от пятерки лидеров с весьма значительным отрывом. Более тысячи малотоннажников в нашей стране сумели реализовать Fiat (2010 ед., –33,6%), Peugeot (1517 ед., –9,9%), Hyundai (1469 ед., +24,8%), Citroen (1229 ед., –15,1%) и Iveco (1186 ед., +12,7%). Работающее в Ульяновске предприятие BAW, где ведется сборка одноименных китайских грузовичков, сумело реализовать их в количестве 102 ед., на 27,1% меньше, чем годом ранее. Отметим, что часть импортированных в страну малотоннажников (шасси или цельнометаллических фургонов) пошла на переоборудование под автобусы.

Средний и тяжелый классы

В сегменте грузовиков среднего и тяжелого классов, в отличие от малотоннажного сегмента, по итогам 2016 года наблюдается рост, причем весьма заметный, составивший 11,1%: всего на регистрацию в российских органах ГИБДД встало 52 518 автомобилей. Причем выросло количество регистраций не только отечественных машин (+14,8%), но и иномарок (+4,4%).

Традиционно на лидирующей позиции КамАЗ (17 430 ед., +22,9%), а следом за ним – ГАЗ (8810 ед., + 8%). У первого из них самыми востребованными оказались КамАЗ-65115 (4846 ед., +16,9%), КамАЗ-43118 (4662 ед., +16,4%) и КамАЗ-6520 (3236 ед., +55,5%), у второго – ГАЗон Next (5269 ед., +63,5%). Третье место по числу регистраций осталось за автотехникой Минского автозавода (3127 ед., –8,6%) – к ней мы причисляем трехосные грузовики модели 6312, видимо из-за каких-то финальных доработок на предприятии МАЗ-МАН регистрируемые под его маркой. Кстати, сам МАЗ-МАН закончил год в России с весьма неплохим результатом (162 ед., +159%) – свою лепту внесла поставка одному из заказчиков партии более чем в сто самосвалов с колесной формулой 6х4.

На четвертую строчку в рейтинге годовых регистраций вышла, причем с ростом, японская компания Isuzu (2586 ед., +7,8%). На пятом и шестом местах – европейские производители, причем оба с увеличением поставок конечным российским заказчикам. Это Scania (2510 ед., +2,4%) и особенно лихо взявшийся за наращивание продаж MAN (2184 ед., +22,2%). Следом за ними идет наш «Урал», который по итогам года показал пусть маленький, но плюс (2075 ед., +1,3%). Расположившийся на восьмой позиции Mercedes-Benz более уверенно демонстрирует рост поставок (2057 ед., +19,6%). Но самый впечатляющий скачок совершила занявшая девятое место марка Volvo (1672 ед., +63%). Замыкают список реализовавших на российском рынке более тысячи средних и тяжелых грузовиков Hyundai (1403 ед., –31,4%) и Iveco (c учетом «Ивеко-АМТ» 1041 ед., +46,6%). Два оставшихся члена большой европейской семерки закончили год по-разному: DAF с неплохой прибавкой (938 ед., +57,1%), а Renault Trucks – с продолжающимся падением (62 ед., –57,2%). Среди китайских производителей больше всего на учет в России поставлено грузовиков марки Shaanxi (190 ед., +8%).
И, как это уже принято в наших статистических обзорах, традиционная ремарка: на статистику регистрации новых средних и тяжелых грузовиков влияет тот факт, что существенная часть ГАЗов, КамАЗов и «Уралов» проходят мимо регистрационных отделов в органах ГИБДД, поскольку попадают в силовые ведомства или получают спецнадстройки, а вместе с ними – и другое обозначение. Все это вносит довольно серьезную погрешность в общее число переданных различным заказчикам отечественных грузовых автомобилей.

Автобусы

Автобусный сегмент российского рынка коммерческих автомобилей порадовал больше всего: по результатам 2016 года рост регистраций новых автобусов составил аж 21,4%. Отметим, что из 10 782 реализованных в стране машин (без учета пассажирских версий на базе малотоннажных автофургонов) на иномарки пришлось всего 283, причем их поставки вновь сократились (–29,2%). Правда, в декабре продолжительное падение регистраций зарубежных автобусов сменилось почти двукратным увеличением.

Лидером сегмента по итогам 2016 года традиционно стал ПАЗ. А вот что нетрадиционно – его дела наконец-то пошли в гору: годовой результат 5836 ед., прибавка 18,3%. Самым востребованным в павловской линейке по-прежнему остается неувядающий ПАЗ-3205 (3691 ед., +16,2%). Еще больше прибавка у закрепившегося на втором месте Ликинского автобусного завода (1845 ед., +76,6%). Драйверы роста – новейший ЛиАЗ-4292 (738 ед. против 0 ед. в 2015-м) и ЛиАЗ-6213 особо большого класса (127 ед. против 1 ед. в 2015-м). Третьим идет НефАЗ, правда, с небольшим минусом (1057 ед., –6,5%). Все остальные отечественные производители, а также белорусский МАЗ сработали в плюс, причем автобусы Минского автозавода (812 ед., +55,6%) прочно удерживают четвертую позицию. Далее с существенным отставанием по количеству регистраций идут КАвЗ (366 ед., +24,9%) и автозавод «Урал» (306 ед., +34,8%), выпускающий на базе своих внедорожных грузовиков вахтовые автобусы. Замыкает список отечественных производителей с очень скромным, но все же ростом внутрироссийских продаж Volgabus, он же «Волжанин» (275 ед., +0,7%), вошедший в 2016 год уже без среднеразмерных «Ритмиксов».

Восьмую и девятую позиции заняли китайские марки Yutong (57 ед., +533,3%) и King Long (52 ед., +73,3%), которые потихоньку, но восстанавливают позиции, подорванные кризисом в нашей экономике и девальвацией рубля. А самым успешным из европейцев оказался расположившийся на десятом месте Irisbus (51 ед., –12,1%). Более десятка автобусов в 2016 году в России сумели также реализовать MAN (34 ед., +25,9%), Higer (25 ед., –67,1%), Golden Dragon (17 ед., –45,2%), Mercedes-Benz (15 ед., –21,1%) и Scania (11 ед., –67,7%).

В завершение заметим, что по итогам только декабря автобусный сегмент показал еще более впечатляющий рост, чем по итогам всего года, – он составил 91,2%. Причем вверх рванули не только отечественные (+90%), но и зарубежные марки (+96,2%).

Источник