Декабрь помог грузовикам ударно закончить год


Рынок грузовых автомобилей полной массой более 5 тонн (MCV+HCV) ударно завершил декабрь 2016 года. По данным «Автостат Инфо», продажи декабря превысили ноябрьский показатель на 26,6% и выросли до 6900 ед., что оказалось на 27,9% выше результата продаж за аналогичный месяц 2015 года. Аналитики отмечают, что непрерывный рост грузового рынка продолжался с августа, а в сегменте отечественных машин – с сентября.

За полный 2016 год грузовой сегмент показал рост на двухзначную цифру (+11,1%), в количественном выражении – до 52 518 ед. техники. Напомним, что в 2015 году рынок грузовых машин обвалился на 36,9%. Так что нынешний годовой рост рынка определенно подтверждает выход грузового сегмента на положительный тренд.

Иномарки полностью пришли в чувство

Вклад сегмента иномарок в восстановлении грузового рынка стал неоспоримым именно в конце года. В декабре отечественные марки замедлили рост до 9% (всего продано 4203 ед.), тогда как за ноябрь этот сегмент вырос на 24,5% в ноябре. В то же время прирост продаж грузовиков-иномарок составил 75,1%, что оказалось выше показателей рост за ноябрь (+77,1%). Всего в декабре прошлого года на грузовом рынке РФ было продано 2697 ед. техники иностранных брендов. За целый год российские производители вышли на +14,8% (35 088 ед.), а иномарки за счет декабрьских прироста продемонстрировали +4,4% (всего 17 430 ед.).

Соответственно, доля иномарок в декабре выросла до 39,1% против 28,5% за аналогичный месяц 2015 года. За полный 2016 год доля иномарок, тем не менее, снизилась до 33,2% против 35,3% в 2015-м. Доля отечественных производителей, соответственно, поднялась с 64,7 до 66,8%.

Центральный ФО пошел в финишный рывок

Региональный рейтинг по динамике продаж новых грузовиков в декабре показал увеличение отрыва самого значимого рынка, Центрального округа. Так, при доле в 29,7% он показал рост на 69,2%. На второе место вышел Уральский ФО с плюсом в 46,2% (доля 17,2%). Третьим стал Северо-Западного округ с гораздо более умеренным ростом на 14,5% (доля 11,8%), а четвертое место занял Приволжского ФО с почти таким же приростом (+14,4%, доля 19,4%). В плюсе также оказались Дальневосточный ФО с приростом в 11,8% (доля 4,1%) и Южный ФО с плюсом 9,6% (доля 6,6%). Из минуса не вышли Сибирский ФО, где продажи сократились на 5,4% (доля 9,6%) и Северо-Кавказский округ с минусом 8,1% (доля рынка 1,7%). Отметим, что только относительно небольшой вес в продажах всего рынка не позволил этим регионам ухудшить картину в целом. За весь 2016 год картина среди регионов вполне положительная. В лидерах роста остался Северо-Западный ФО с плюсом в 22,7% (доля 10,6%). Среди «тяжеловесов» все также в плюсе: Уральский округ (доля 14,5%), который показал рост на 16,7%, Приволжский ФО (доля 20,1%) с плюсом в 7,8%, а Центральный ФО, наконец, вышел из минуса (продажи выросли на 4,7%, а доля составила 29,1%). Единственным регионом с минусовым результатом остается Северо-Кавказский ФО, где объем грузового рынка снизился на 9% (доля 2%). Этот регион никак не оправится от введения системы «Платон» не столько из-за увеличения транспортных издержек, сколько из-за вынужденного выхода на свет «серых» перевозок.

«Большая семерка» взяла плюс

«Большая семерка» (марки DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault Truck, Scania и Volvo Truck) все же смогла за счет ударных ноября (рост в 2,3 раза) и декабря (в 2,1 раза до 1808 ед.) достичь годового прироста на 24,8% (до 8150 ед.). И такая динамика смогла вытянуть из минуса весь сегмент грузовых иномарок!

Декабрьским лидером роста в «семерке» стал Renault, который вернулся с нуля с ростом в 18 раз. Французская марка продала в декабре 18 ед. техники и заняла последнее место в «семерке». Вторым стал DAF с ростом в 3,9 раза (до 185 ед.), а третьим – Volvo с приростом в 3,6 раза (до 306 ед.). Далее кратный рост показал Iveco — в 3,3 раза до 204 ед.). У прочих брендов результаты скромнее: Scania выросла на 89,2% (до 350 ед.), MAN – на 72,9% (до 332 ед.), а слабее прочих снова выступил Mercedes-Benz с плюсом в 43,4% (до 413 ед.).

За весь 2016 год рост в «семерке» показали шесть брендов. Прирост продаж у Iveco составил 75,3% (745 ед.), Volvo выросла на 63% (1672 ед.), DAF увеличил объемы реализации на 57,1% (938 ед.), MAN – на 22,2% (2184 ед.), а Mercedes-Benz продал на 19,6% грузовиков больше (2057 ед.), чем годом ранее. За прошедший год даже Scania смогла вытянуть в плюс на 2,4% (2510 ед.). В минусе осталась Renault, за год продажи марки сократились на 57,2% (62 ед.).

Динамика ТОП-10 брендов в декабре

Вся первая пятерка рейтинга по динамике ТОП-10 (по продажам) грузовых брендов включает марки из «Большой семерки». Лидируют здесь Volvo, Iveco и Scania, а за ними идут MAN и Mercedes-Benz. Японский Isuzu (преимущественно ульяновской сборки) стал 6-м с плюсом в 20,9% (289 ед.), оттеснив российский КамАЗ (+19,9% (2629 ед.) на 7-е место. На 8-ю строчку смог переместиться Урал с плюсом в 15,2% (280 ед.), несмотря на худшую, чем в ноябре динамику. Лидер продаж «ГАЗ» ушел с минусом в 4% (1004 ед.) на предпоследнее место, а замкнул десятку брендов по динамике продаж белорусский «МАЗ» с минусов в 22,7% (255 ед.).

Volvo стал лидером по динамике за 2016 год

По динамике продаж за весь 2016 год в лидерах удержался Volvo (в количественном выражении – 1672 ед.). По фактическим продажам (21 357 ед.) лидирует КамАЗ, показавший второй по динамике роста показатель (+22,9%). Третье место также удержал MAN с минимальным отрывом от КамАЗа. Четвертое место за Mercedes-Benz, а замкнул пятерку «ГАЗ» с годовым приростом в 8% (8810 ед., 2-е место по фактическим продажам). Свое 6-е место сохранил Isuzu с плюсом в 7,8% (2586 ед.). А Scania с «Уралом» (+1,3%, 2075 ед.) все же вышли из минуса и несколько улучшили свои итоговые позиции. Однако два замыкающих ТОП-10 бренда так и не преодолели отрицательного тренда. Это МАЗ с минусом в 2,5% (2553 ед.) и Hyundai с –31,4% (1403 ед.).

Декабрьский ТОП-10 среди моделей

В декабре ТОП-10 популярных моделей в плюсе оказались лишь 8 грузовиков. Лидером роста вновь стал Volvo FH 4х2, спрос на который вырос в 8,6 раза (до 215 ед.). Второе место заняла модель DAF XF105 FT, сохранившая хороший разбег с ростом в 3,69 раза (166 ед.), а третье – двухосный КамАЗ-43253 с ростом в 2,3 раза (182 ед.). На четвертое место вырвался Mercedes-Benz Actros с приростом на 65% (363 ед.), а за ним и «потянулась» и тяжелая серия КамАЗ-6520 с плюсом в 58,8% (389 ед.). Далее в плюсе идут как раз лидеры рынка: сбавивший темп новый среднетоннажник ГАЗон Next c +48,6% (618 ед., 2-е место по продажам), средняя серия КамАЗ-65115 с +36% (567 ед., 3-е место на рынке) и полноприводный КамАЗ-43118 с +2,6% (635 ед., 1-е место по продажам). Старые нижегородские среднетоннажники ГАЗ-3309 и «Садко» просели на 13,8% (169 ед.) и на 34,7% (196 ед.) соответственно, но все же попали в ТОП-10, куда, например, новый магистральный тягач КамАЗ-5490 (–34,3% и 140 ед.) вообще не вошел.

Годовой ТОП-10 по динамике моделей сохранил стабильность

За полный 2016 год ТОП-10 по динамике грузовых моделей с ростом в 4,1 раза в лидерах удержался Volvo FH 4х2 (1067 ед.), на втором месте оказался тягач КамАЗ-5490 с ростом в 2,6 раза (2257 ед.), а на третьем – ГАЗон Next c плюсом в 63,5% (5269 ед.). Далее закрепились тяжелый КамАЗ-6520 (+55,5%, 3236 ед.) и Mercedes-Benz Actros с приростом на 45% (1741 ед.). Плюс по итогам года также показали: КамАЗ-65115 с (+16,9%, 4846 ед.), КамАЗ-43118 (+16,4%, 4662 ед.), Урал-4320 (включая поколение Next) с плюсом в 5,8% (1087 ед.) и ГАЗ-3308 «Садко» (+2,1%, 1410 ед.). Замкнул ТОП-10, постепенно выходящий в тираж ГАЗ-3309, продажи которого сократились на 23,5% (1630 ед.).

Рост грузового сегмента в 2016 году почти состоялся

Тренд на восстановление грузового рынка в течение всего 2016 года (кроме мая), особенно усилился в финальный месяц года. В 2017 году рынок грузовиков (MCV+HCV), при отсутствии крупных форс-мажоров, может вырасти на вдвое больший процент, чем за 2016 год.  Однако эта перспектива может и не реализоваться, если российское правительство не сочтет нужным продлить программы поддержки потребителей за пределы первого квартала. Отметим, что и увеличение платежей по «Платону» пока откладывается на более поздний срок, а их повышение станет одноразовым (перевозчики возражают весьма активно). Есть надежда и на начало отдачи от программы стимулирования экспорта за счет компенсаций за перевозку до границы и адаптацию отечественных моделей к экспортным рынкам. Бурный рост именно иномарок, показывает, что клиент за свои деньги предпочитает все же и более качественный товар.

Источник


НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Комментарии