Главная » Деньги и авто » Автобусный рынок завершил 2016 год с 21-процентным приростом

Автобусный рынок завершил 2016 год с 21-процентным приростом


Рынок новых автобусов в декабре 2016 года показал прирост на 91,2% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Фактический объем продаж техники составил за последний месяц прошлого года 1728 ед., о чем говорится в материалах исследования «Автостат Инфо».

Таким образом, результат за декабрь оказался и самым лучшим для рынка автобусов в 2016 году. При этом и в декабре, как и в последние годы, на автобусном рынке отечественная техника по своей доле (97%) значительно опередила иномарки (3%). За декабрь 2016 года было продано 1677 российских автобусов (+91%), а также 51 автобус-иномарка (+96,2%).

При столь низком объеме продаж иномарки поделились на реально присутствующие на рынке (с положительным итогом по году) и «фоновые» (у большинства из них минус). Всего же на рынке реально присутствуют 16 брендов против 14 годом ранее.

Итоговый объем продаж новых автобусов в России за 2016 год составил 10 782 ед., что на 21,4% больше результата за 2015 год. Сегмент отечественной техники финишировал с приростом на 23,8% (всего 10 499 ед.), а сегмент иномарок «просел» на 29,3% (продано 283 ед.). Распределение долей по итогам прошлого года между российскими автобусами и иномарками составило соответственно 97,4% к 2,6%.

Пирамида регионов в декабре перевернулась

Автобусный рынок демонстрирует образцово-показательную динамику продаж по регионам: от юга (с ростом реальной доли рынка) к центру (со снижением доли) и далее на восток. Лидером стали Северо-Кавказский ФО с ростом в 4,7 раза (доля рынка 3,5%) и Южный округ, который вырос в 3,8 раза (доля 8,6%). На третьем месте находится Центральный ФО, где рынок новых автобусов увеличился в 2,7 раза (доля 26,3%), за ним идет Уральский округ с плюсом в 98,2% (доля 12,6%), Северо-Западный ФО с +93,5% (доля 15,5%). Середняки – Дальний Восток с +52,1% (доля 4,2%) и Сибирский округ с +39,6% (доля 8,2%). А Приволжский ФО, хотя и вырос на 27,7% (доля 21,1%), но остался в конце списка.

За 2016 год картина по регионам осталась стабильной

За весь 2016 год продажи автобусов выросли почти во всех регионах РФ. Так, автобусный рынок Дальнего Востока благодаря росту в 2,2 раза (доля рынка 6,2%) из аутсайдеров переместился в лидеры. На втором месте закрепился Центральный ФО с ростом на 77,3% (доля 33,4%), а на третьем – Северо-Западный округ, где продажи новых автобусов увеличились на 43,1% (доля 11,7%). Объем автобусных рынков в Уральском ФО (доля 10,9%) и Сибирском ФО (доля 10,1%) вырос, соответственно, на 14,4% и 9,8%. У Южного округа (доля 6,7%) спад оказался минимальным, всего –0,3%, а вот у Приволжского (доля 18,7%) и у Северо-Кавказского ФО (доля 2,2%) сравнительно большим: –22,1% и –26,7% соответственно.
Лидеры по динамике в декабре росли многократно

В рейтинге автобусных брендов по динамике продаж в декабре с большим отрывом в лидеры вышел возрождающийся Volzhanin с приростом в 9,5 раз (до 38 ед.) в годовом сравнении. «ЛиАЗ» занял второе место, показав рост в 8,1 раза (до 275 ед.). Третье место в рейтинге у китайской марки King Long (KLM) с ростом в 3,9 раза (до 27 ед.). В 2,9 раза выросли продажи у «КАвЗ» (до 103 ед.). Китайский Yutong увеличил объемы реализации в 2,75 раза (до 11 ед.). Российские «НефАЗ» (+88,8% до 185 ед.) и лидирующий на рынке «ПАЗ» (+58,8 до 967 ед.) также в плюсе, как и белорусский «МАЗ» (+25% до 90 ед.). Mercedes-Benz удержался на ноле (только 5 машин), а вот вахтовки «Урал» ушли в минус на 13,6% до 19 ед. Соответственно расстановка сил на рынке автобусов в декабре по объемам продаж выглядит так: «ПАЗ» (967 ед.), «ЛиАЗ» (275 ед.), «НефАЗ» (185 ед.), «КАвЗ» (103 шт.) и «МАЗ» (90 ед.).

В рейтинге за весь 2016 год лучшим по динамике с ростом в 6,3 раза стал Yutong, хотя и всего лишь с 57 реально проданными машинами. Второе место как по динамике, так и по продажам за «ЛиАЗом» с +76,6% (1845 ед.). На третье место вышел King Long (+73,3%, 52 ед.). На четвертой строчке рейтинга оказался «МАЗ» с приростом на 55,6% (812 ед.), на пятом – «Урал» с +34,8% (306 ед.), далее – «КАвЗ» (+24,9%, 366 ед.), «ПАЗ» (+18,3%, 5836 ед.). Volzhanin, который в конце года показал заметный рост продаж, смог выйти в плюс, хотя и небольшой (+0,7%, 275 ед.). А, вот «НефАЗ» завершил год с минусовой динамикой (–6,5%, 1057 ед.). Замкнул ТОП-10 Irisbus (–12,1%, 51 ед.). Таким образом, китайские автобусные бренды потихоньку начинают отталкиваться от дна, но до российских конкурентов им еще весьма далеко. Годовой ТОП-5 автобусных марок по фактическим объемам продаж составили: «ПАЗ» (5836 ед.), «ЛиАЗ» (1845 шт.), «НеФАЗ» (1057 ед.), «МАЗ» (812 шт.) и «КАвЗ» (366 ед.).

«ЛиАЗ-5292» сделал рекордный рывок

В декабрьском рейтинге моделей с гигантским отрывом лидирует отечественный низкопольник «ЛиАЗ-5292» с ростом в 56,5 раз (продано 113 машин). Такие показатели можно объяснить эффектом низкой базы. С ростом в 26,5 раз (до 53 ед.) вторым стал «МАЗ-103» предыдущего поколения. В 5,7 раза выросли продажи и у большого городского «НефАЗ-5299» (шасси КАМАЗ-5297) до 142 ед. В 3,4 раза увеличились продажи мидибуса «КАвЗ-4238» (87 ед.). В 3,1 раза подрос «ПАЗ-3204» (178 ед.) и в 2,7 раза – «ПАЗ-3203» (160 ед.). Показатели лидера рынка, модели ПАЗ-3205, увеличились на 32,1% (527 ед.). Новый мидибус «ЛиАЗ-4292» пока с нулем (135 ед.). Служебный «ПАЗ-4234» снизился на 1,4% (до 73 ед.), а замкнувшая Топ-10 вахтовка «НефАЗ-4208» упала на 40% (до 30 ед.).

За 2016 год лидером по динамике стал «МАЗ-103» — прирост продаж в 2,8 раза (174 ед.). На втором месте находится «ПАЗ-3204 с приростом продаж на 48,1% (961 ед.), а на третьем – «ПАЗ-3203» (+44,8%, 562 ед.). Далее следует «Урал-3255» (+34,8%, 306 ед.) и низкопольник «ЛиАЗ-5292» (+31,7%, 768 ед.). Лидером по продажам стал «ПАЗ-3205 (3691 ед.), который показал прирост в размере 16,2% (на 6-м месте по динамике). Городской автобус «НефАЗ-5299» вырос в продажах на 0,7% (603 ед.) и вышел на 7-е по динамике и на 4-е по продажам. Новый ЛиАЗ-4292 (738 ед.) пока с нулем. ПАЗ-4234 ушел в минус на 13,2% (540 ед.), а замкнувшая Топ-10 вахтовка НефАЗ-4208 – на 13,7% (295 ед.).

Москва увеличила флит-продажами

В Москве в декабре 2016 года было реализовано 158 автобусов, в 10,5 раз больше чем за тот же месяц 2015 года. В их числе 65 ед. автобусов «ЛиАЗ-4292», 32 ед. «ЛиАЗ-5292», 30 ед. «ПАЗ-3204», 14 ед. «ЛиАЗ-6213», а также 7 ед. «ПАЗ-3205» (рост в 7 раз) и 3 автобуса Yutong 6119. Прочих марок и моделей продано по одной машине. За весь 2016 год объем продаж новых автобусов возрос здесь почти в 5 раз (+394,8%) и составил 1524 ед. Самой популярной моделью стал «ЛиАЗ-5292» (рост в 9,1 раза до 670 ед.), а также новый «ЛиАЗ-4292» (277 ед.) и «гармошка» «ЛиАЗ-6213» (126 ед.). На долю «ЛиАЗа» (1088 ед.) пришлось 70,9% рынка против 53,3% годом ранее. На долю «ПАЗа» (194 ед.) — соответственно, 24,1% против 33,3%, ну, а прочие представлены единичными машинами. Так, все иномарки суммарно за 2016 год разошлись тиражом всего лишь в 34 ед. (2,2% рынка). Такое увеличение реализации больших автобусов связано с масштабной передачей муниципальных маршрутов частным перевозчикам («Автолайну» и проч.), которые и обеспечили флит-закупки городских «ЛиАЗов». Фактически единичные закупки утилитарных моделей «ПАЗ» для служебных перевозок обеспечили строительные (в том числе метростроители) и дорожно-строительные компании, а разовые заказы импортных междугородных лайнеров (преимущественно китайских) – преимущественно спортклубы.

Хороший итог и благоприятные прогнозы

За весь 2016 год автобусный сегмент в целом восстановился на 21,4%. Производство автобусов в России выросло на 14% до 41,5 тыс., из которых 32,1 тыс. единиц отечественных автобусов и 9,4 тыс. автобусов иностранных брендов. Прогноз на 2017 год – рост производства на 4% до 43 тыс., из которых 33 тыс. отечественных и 10 тыс. иностранных брендов. Продажи автобусов в 2017 году могут возрасти на 9,8%.

Несомненно, огромную роль в возрождении рынка, в том числе в регионах, сыграл ряд мер со стороны правительства, например, запрет на приобретение госструктурами импортных автобусов, а также масштабная программа обновления парка и льгот по приобретению нового подвижного состава в рамках программ газификации, обновления парка школьных автобусов и городского электротранспорта. Но, наиболее значимым, несомненно, стало продолжение обновления автобусного парка в Москве.

Объективно рынку есть куда расти, ведь свыше 90% парка автобусов оснащены двигателями ниже уровня Евро-4, а машин старше 15 лет в нем свыше 45%. Средний же возраст автобусов по парку составляет 15 лет.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*